Дэвид Линч родился 20 января 1946 года в городе Миссула, штат Массачусетс. С конца 70-х годов за ним закрепилось амплуа исследователя иррационального, необъяснимого и пугающего. Окончив три высших учебных заведения: Школу искусств Коркорана в Вашингтоне (класс живописи), Филадельфийскую академию изобразительных искусств и Центр продвинутого кинообучения в Лос-Анджелесе; он вихрем ворвался на кинематографический Олимп, из года в год продолжая будоражить своим творчеством умы миллионов людей.
Дэвида Линча считают мастером мрачных, с оттенком сюрреализма, фантазий. Сквозные образы его фильмов часто отталкивают своей физиологией, будь то отрезанное ухо, сдираемый с пальца ноготь или стекло, пронзившее мозг. За десятилетия работы в кино Линч, несомненно, преуспел в двусмысленности. Усилия доказать то, что мир совсем не такой, каким кажется, не прошли даром. Его искания оказались особенно близки рефлексирующей Европе и обожающей самосозерцание Японии: за счёт мирового проката ещё не один фильм режиссёра не потерпел коммерческого фиаско.
На вопрос, почему фильмы Дэвида Линча кажутся такими странными, интернетовский сайт режиссёра отвечает: "Они кажутся странными только тому, кто задаёт такие вопросы". ? правда, отбросив догматы морали человеческого общежития каждый из нас найдёт "что-то своё" в странностях агента Купера из "Твин Пикса" и Сейлора из "Диких сердцем". У Линча достаточно собственных эксцентричных привычек, чтобы уважать их в других и даже коллекционировать в фильмах. Доподлинно известно, что слово "еда" вызывает у него чувство священного ужаса. Так что вряд ли гости режиссёра могли бы рассчитывать на сытный дружеский ужин: Линч никогда не ест дома.
"Я обожаю жвачный материал, - говорит режиссёр. - Он полон удивительных изгибов и напоминает мозговые извилины". Все его фильмы, по большому счёту, представляют собой нескончаемые лабиринты человеческого подсознания.
Полнометражный дебют Линча - "Голова-ластик" 1978 года - стал одним из самых мрачных и завораживающих фильмов своего десятилетия, где всё происходящее способно привести зрителя в состояние тяжелейшей депрессии. Линч - один из наиболее знаменитых режиссёров-интеллектуалов, кто, не смущая зрителя пафосом, смог упаковать свои мысли в радужные обёртки массовой культуры. Его фильмы - это детективы ("Твин Пикс"), триллеры ("Синий бархат"), фантастика ("Дюна") или роуд-муви ("Дикие сердцем"). Но если в восьмидесятых подобная форма изложения могла вызвать скандал, то сейчас она воспринимается как нечто обыденное.
Кинообщественность прибывала в шоке увидев в 1999 году новую ленту Линча. "Простая история" была нова во всех отношениях. Где карлики, параллельные миры, сквозные персонажи и вся та таинственность, за которую мир полюбил этого режиссёра? ?стория оказалась, действительно, простой. Про человеческие отношения - дружбу, любовь, ненависть, непонимание. Тем самым Линч в одночасье сорвал с себя маску "великого мистификатора", предоставив зрителю возможность разобраться в этом "одномерном" и "линейном" кинопродукте.
В 2001 году режиссёр осуществляет свой старый проект "Малхолланд Драйв" - запутанную историю взаимоотношений двух подруг, случайно ставших свидетельницами одного загадочного происшествия. Всё вновь стало на свои места - Линч не обманул наши ожидания, увозя из Канн Пальмовую ветвь за режиссуру…
|