«Национальное сокровище» – триллер о масонах, придумавших Америку, – ведет Николаса Кейджа через знаки на долларе к народному достоянию.
140 млн, уже заработанных этим фильмом в американском прокате несмотря на крайнее неодобрение кинокритиков, имеют в данном случае не только практическое, но и символическое значение. Масонские знаки, украшающие долларовые купюры, являются как бы побочным доказательством того, что все рассказанное в «Национальном сокровище» (National Treasure) – правда.
Подозрительно похожий на роман «Код Да Винчи», который сейчас трудолюбиво экранизирует Рон Ховард, фильм рассказывает историю некого сокровища, обнаруженного крестоносцами в захваченном ?ерусалиме. Поклявшись его оберегать, крестоносцы создали орден Храма, затем после печально известных событий передали эстафету масонам. А поскольку главным делом масонов стало основание Соединенных Штатов Америки, логично, что сокровище перекочевало туда. Охотиться за ним станет некий Бенджамин Франклин Гейтс, праправнук конюха одного из отцов-основателей, у которого оказалась довольно смутное указание к поискам.
Сначала, связавшись с довольно подозрительным типом в исполнении отличного Шона Бина, внук найдет в Заполярье останки корабля, на котором хранится первый из указателей в верном направлении. Поразмыслив, Гейтс сообразит, что следующий указатель скрыт невидимыми чернилами на обороте Декларации независимости. Криминальный напарник предложит декларацию украсть, патриотичный Гейтс откажется, и их дорожки, со взрывами и стрельбой, разойдутся, каждый будет искать сокровище своими методами. Как выяснится в конце, дело того стоило.
Довольно энергичный, но бесконечно простодушный фильм заслужил все упреки, которые обратила к нему пресса.
Гейтс движется от одной гениальной догадки к другой, находя подсказки то на долларовой купюре, то в переписке отцов-основателей, и зрителю остается только беспомощно восхищаться его сообразительностью, что довольно утомительно. Даже нешуточная харизма Николаса Кейджа, окончательно переквалифицировавшегося из харизматичного психопата в образцового гражданина, дело не спасает.
Однако за сто миллионов сборов совершенно безнадежные ленты переваливают редко. Конечно, детские игры сценаристов, зашифровавших в имени главного героя и его предков имена Бенджамина Франклина, Билла Гейтса, О`Генри и изобретателя туалетов Джона Адамса, вряд ли могут возыметь такой эффект. Но в фильме создана подходящая атмосфера для развлекательной экскурсии по ключевым местам американской истории – местам, где появился на свет проект «Америка».
Это и в самом деле занимательно. Обычно символы государственности, символы национального духа, имеют довольно громоздкое воплощение – Кремль, Лувр, скипетр и трон, Мавзолей или что-то в этом роде.
Просторный лист, на котором записана Декларация независимости, самим фактом своего существования и значением, которое этому документу предают американцы, говорит о том, что государство, нация – это прежде всего идея и уже потом все остальное.
? выбрав на роль невольной помощницы Кейджа говорящую с немецким акцентом блондинку Диану Крюгер, создатели фильма снова косвенно подтверждают этот факт.
Должно быть, довольно странно жить в стране, где мифология титанов и прометеев говорит о людях, живших всего двести пятьдесят лет назад. Впрочем, нам с нашей демонологией генсеков это должно быть понятно. Как и то, что качественный, не очень заурядный фильм о конспирологической стороне истории пользуется успехом, очевидно, что блокбастер об оккультной деятельности НКВД или демократов ельцинского призыва прошел бы вполне успешно.
|