Обостряется конкуренция между двумя крупными международными кинофестивалями — Венецианским, которому исполнилось уже 75 лет, и молодым Римским. На днях организаторы последнего объявили о своем решении перенести сроки проведения на еще более ранние. Тем самым и так небольшой временной интервал между мероприятиями теперь не будет превышать и месяца. В Венеции этим фактом очень недовольны.
Первый Римский кинофестиваль прошел только в 2006 году, с 13 по 21 октября, и сразу заявил о себе как о проекте достаточно амбициозном. ?, что еще важнее — достаточно интересном, яроком и качественном, чтобы именоваться фестивалем класса А, наряду с Каннским, Берлинским и Венецианским, от которых его отличает принцип оценки фильмов — лауреата главных призов определяет зрительское жюри, состоящее из 50 человек.
Такое соседство — географическое, классовое и календарное — не могло не вызвать недовольства на острове Лидо, где киносмотр завершился в том году как раз 8 сентября. Молодой фестиваль сразу обвинили в попытках косвенным образом помешать и причинить неудобство устроителям Венецианского. Да за кулисами такая конкуренция никогда и не отрицалась, культурное соперничество двух городов вообще имеет многолетнюю историю. В качестве примера достаточно упомянуть хотя бы то, что по заявлению организаторов фестиваль в Вечном городе «призван вернуть кинематограф самой широкой публике», в то время как Mostra открыто позиционируется как адресованная самим кинематографистам, профессионалам и прессе.
А в 2008 году Третий фестиваль в Риме стартует уже 2 октября. Официально это связано с проведением в фестивальном дворце Auditorium Parco Della Musica сезона классической музыки. Но такое объяснение никак не успокаивает нового президента Венецианского биеннале — Паоло Боратту, совсем недавно призванного на этот пост. Как сообщается, он уже отправил в Вечный город письмо с выражениями недовольства и требованиями разъяснений.
Паоло Боратта, надо заметить, не новичок в делах Биеннале, он возглавлял этот смотр искусств с 1998 по 2002 год. Как ожидается, он также продлит на четыре года полномочия нынешнего президента кинофестиваля, Марко Мюллера, и их совместная работа должна будет усилить позиции Венеции в киномире.
?нтересно отметить, что оба фестиваля в прошедшие годы были хорошо расположены к российскому кинематографу. В 2003 году главным призером в Венеции стал фильм «Возвращение» Андрея Звягинцева, особого упоминания жюри в этом году на острове Лидо удостоилась картина «12» Никиты Михалкова, а в Риме 2006 года награда досталась ленте «?зображая жертву» Кирилла Серебренникова.
|