В процессе производства фильма всегда наступает период, когда у режиссера заметно ухудшается настроение, его начинают мучить кошмары или бессонница, у него пропадает аппетит и совершенно теряется интерес к жизни. Это значит, что приближается самый неприятный момент в его работе: необходимость резать готовый фильм, удаляя из него целые сцены. Режиссер понимает: чем короче его картина, тем больше зрителей дождется ее финала.
Гэри Маршалл (режиссер): "Большинство сцен, которые мы вырезаем, находятся в начале фильма. Слишком много времени уходит на то, чтобы начать историю, ввести зрителя в курс дела. ? приходится переживать довольно болезненные моменты, когда ты выстраиваешь характеры, а потом оказывается, что зачин – слишком длинный, и его надо сокращать".
?ногда режиссер осознанно жертвует тем или иным эпизодом, если тот вдруг не вписывается в канву повествования. Так Джеймс Кэмерон удалил из второго "Терминатора" единственную сцену с Майклом Бином. Терри Гиллиам вырезал из фильма "Братья Гримм" самую дорогостоящую сцену – она стояла в самом начале картины, и ни один последующий эпизод по зрелищности не мог с ней сравниться. А Дэвид Кроненберг руководствовался моральными принципами, когда убирал из "Оправданной жестокости" самые изуверские кадры – чтобы зритель чего доброго не подумал, будто он пропагандирует насилие. Кстати, обычно это делает Американская киноассоциация – следит за тем, не выходит ли режиссер за рамки дозволенного. Если выходит и отказывается свое творение "резать" - его фильм получает возрастные ограничения.
Пол Верхове (режиссер): "В оригинальной версии "Основного инстинкта" были более откровенные сцены. Там все было сказано открытым текстом. Движения и обнаженная натура были показаны более откровенно. Предельно реалистично, я бы даже сказал. Но для Америки пришлось немного сократить эти сцены, чтобы фильму была присвоена более мягкая возрастная категория – "R".
Но Верховен в общей сложности вырезал из "Основного инстинкта" 40 секунд. А вот создателям фильма "Техасская резня бензопилой: Начало" ради получения более щадящего рейтинга пришлось сократить свое детище на целых 17 минут.
Заставить режиссера отказаться от той или иной сцены может не только вездесущая Киноассоциация, но и актер - если решит, что в этой сцене он не достаточно хорош. А если не актер, то его покровитель с большими связями. Были такие прецеденты. ?з недавних – Том Круз добился того, чтобы из ленты "Здесь курят" был удален эпизод с обнаженной Кэти Холмс. Невеста Круза, мол, должна выглядеть целомудренно. Но никто не сравнится в силе влияния на режиссера с… обычными зрителями, которые посещают специальные тест-просмотры. Благодаря их отзывам и предложениям фильм "Фредди против Джейсона" остался без изначально задуманного финала, картина "Проклятие" - без самых пугающих эпизодов, а лента "Пиджак" - без пикантных деталей в эротической сцене Эдриена Броди и Кейры Найтли. Вот так на режиссера давят со всех сторон. ? он, просыпаясь от очередного кошмара, мечтает о тех временах, когда не будет ни продюсеров, ни Киноассоциации, ни ограничений по времени, ни зрительских симпатий – и ему не придется наступать на горло собственной песне, удаляя дорогие сердцу кадры.
|