Близится к завершению фестиваль в Канне - уже показаны все главные фильмы. Фаворитом конкурсной программы пока выглядит Педро Альмодовар.
Если формулировать сквозные темы фестиваля, среди них окажутся и политика, и история, и драмы маргиналов, и религия, и секс. По набережной Круазетт с утра вышагивает процессия делегированных сюда буддистов, они же лепят на пляже из песка огромные фигуры Будды: новая форма рекламы очередного кинопроекта. Представить документальный фильм об урагане "Катрина" со своим участием приехал с огромной свитой Альберт Гор. Заметными событиями каннской жизни стали премьеры новой серии "Людей ?кс" (рецензию на него читайте завтра), документальной ленты о Зидане и показ фрагмента фильма Оливера Стоуна "Всемирный торговый центр" (про трагедию 11 сентября). Появилось сразу несколько фильмов с вызывающей эротикой - от венгерской "Таксидермии" до американского Shortbus ("Такого не увидишь даже в порно!" - лицемерно возмущаются фестивальные завсегдатаи) и китайского "Летнего дворца".
Политика преобладала над искусством в фильме Нанни Моретти "Кайман" - антиберлускониевском памфлете, который был выпущен в ?талии как раз перед выборами и уже сыграл роль в поражении телемагната. Французские критики, которые боготворят Моретти, поставили ему высокие оценки, но шансов на награды у него немного. Так же, как и у сделанной в духе жестокого натурализма "Фландрии" француза Бруно Дюмона.
С напряжением ждали "Марии Антуанетты" Софии Копполы, которую приехал поддержать ее отец, дважды лауреат каннской Золотой пальмовой ветви. Профессиональная публика сочла картину слишком эстетской, каллиграфической и лишенной остроты. По-моему, это несправедливо: Коппола без нажима, очень деликатно показала, как чувствует себя живой человек в мертвой среде версальского двора, декорированной и одетой столь же пышно, как на дефиле Пако Рабанна, но давно утратившей за выморочными ритуалами какую бы то ни было связь с реальностью. Мария Антуанетта в исполнении Кирстен Данст пытается вырваться из плена, увлекается руссоизмом и другими новыми идеями, но лак королевского гламура не прорвать, а когда он в конце концов рвется, под ним уже алеет кровь эшафота.
Шансы у жюри имеет также турецкая экзистенциальная драма "Времена года" Нури Билге Сейлана, уже награжденного однажды одним из главных каннских призов за картину "Отчуждение". В новом фильме "турецкого Антониони" та же ситуация фатального человеческого дисконтакта развернута с изощренным режиссерским искусством и, что приятно, с некоторой инъекцией юмора. ?з единственной любовной сцены Сейлан сделал настоящее цирковое карате-шоу: такое не постеснялся бы вставить в свое кино сам Альмодовар.
Много страстей вызвал "Вавилон" мексиканца Алехандро Гонсалеса ?ньяриту - пожалуй, самый амбициозный фильм конкурса. Как всегда у этого режиссера, сделавшего себе имя лентами "Сука-любовь" и "21 грамм", в "Вавилоне" хитроумно сплетены три разные истории, одна из которых происходит в Марокко, другая на пограничье Калифорнии и Мексики, третья - в Японии. ?ногда, впрочем, знаки этой связи выглядят искусственно.
В "Вавилоне" наряду с непрофессиональными исполнителями играют звезды ранга Брэда Питта и Кейт Бланшетт, причем их появление оправданно. Горькая ирония состоит в том, что статусная американская пара, перестрадав и пережив экстрим, в итоге выходит относительно сухой из воды. Непоправимо же страдают бедные - мексиканцы и арабы. "Вавилон", бесспорно, из тех фильмов, которые нельзя не заметить, и жюри непременно будет его обсуждать. Однако под занавес конкурса его лидером по-прежнему остается Педро Альмодовар со своим "Возвращением".
|