Джеймс Камерон родился в 1954 году в городе Капускасинг, Канада однако детство его прошло в другом городе - Чиппава, что неподалеку от Ниагарских Водопадов. Его отец - Филип Камерон - работал инженером электриком, а мать - Ширли - была художницей ( она научила Джеймса рисовать и однажды даже устроила небольшую выставку его работ)
У ребенка с детства была хорошо развита фантазия - еще в школе он начал писать фантастические рассказы, а также был горазд на всякие выдумки - так, он вдохновил друзей на строительство настоящей, работающей катапульты в натуральную величину; соорудил небольшой подводный аппарат, чтобы послать в нем мышь в путешествие по дну реки и др.
Когда Джеймсу было 15 лет, он посмотрел "Космическую Одиссею 2001 года" Стенли Кубрика и, оставшись под сильнейшем впечатлением, решил связать свою жизнь с кино. Решив не откладывать это дело в долгий ящик, он вскоре начал экспериментировать с отцовской кинокамерой. Однако в то время мечта стать кинорежиссером казалась недостижимой - мальчик считал, что великими режиссерами рождаются и никакому подростку из провинциального канадского городка это не по силам.
Поступив в Калифорнийский Государственный Университет, Камерон решил посвятить себя изучению физики - он очень увлекался наукой и планировал стать по окончании университета биологом-океанологом. Проучившись некоторое время на этом направлении, Джеймс решил переключиться на изучение литературы, однако вскоре понял, что и это далеко от того, чем бы он на самом хотел заниматься. С этой мыслью он бросил учебу и начал зарабатывать себе на жизнь - был водителем грузовика, рисовал картины, водил школьный автобус, работал в автомастерской, а по ночам продолжал придумывать фантастические сюжеты.
В 1977 году на экраны вышел первый эпизод легендарных Звездных Войн. Камерон был поражен - это было так похоже на фильм, который он мечтал снять! Его мечта показалась ему ближе, и он твердо решил сделать все, чтобы воплотить ее в жизнь.
Способ объединить свои интересы к науке и кино Джеймс нашел, ознакомившись с книгой "Сценарии", после прочтения которой он и несколько его друзей решили написать сценарий и снять его на 35мм камеру. Они накопили денег, взяли в аренду камеру и прочую необходимую для съемок технику и стали пытаться самостоятельно со всем этим разобраться. Ребята пошли в библиотеку и начали штудировать всю литературу на тему кино, которую смогли только найти. Продолжая изучать премудрости кинотехники, Джеймс устроился на студию Роджера Кормана, сначала в качестве изготовителя мини моделей (мини декораций), а вскоре продвинувшись и до арт-директора - в этом качестве он принимал участие в работе над лентой Battle Beyond the Stars (1980). Также он работал над созданием спецэффектов для "Побега ?з Нью-Йорка" Джона Карпентера. Он консультировал создателей фильма "Андроид" (Android) и "Галактика Террора" (Galaxy Of Terror). Камерон был настолько увлечен своей идущей в гору карьерой, что личная жизнь в тот период отошла на второй план, положив конец его первому браку.
Камерон впервые сел в режиссерское кресло большого кино в 1981 году, когда его пригласили снять сиквел к фильму "Пираньи". ?тальянский продюсер Ассонитис хотел снять сиквел с минимальными затратами и иметь при этом полный контроль над съемочным процессом, а потому в качестве режиссера взял молодого Камерона, которым, как он считал, он мог полностью управлять. Однако они с трудом нашли общий язык - когда Джеймс прибыл на студию он обнаружил, что съемочная команда целиком состоит из итальянцев, ни слова не понимающих на английском, а бюджет фильма оказался даже меньше заявленного. В результате, Камерон так разругался с продюсером, что его не допустили до процесса монтажа. Однако Джеймс не сдался и, сумев "подобрать ключ" к двери монтажной комнаты (с помощью кредитной карточки), сумел тайно от всех перемонтировать свой фильм. Этот был ужасный период в его жизни - по ночам его преследовали кошмары, среди которых был сон, в котором его преследовал робот, присланный из будущего, чтобы убить его. Так и зародилась идея Терминатора, ставшего катапультой, запустившей Камерона на звездную орбиту.
Пытаясь найти деньги на съемки первого Терминатора, Джеймс параллельно принимал участие в написании сценариев к еще нескольким фильмам - Рэмбо 2 с Сильвестром Сталлоне и "Чужим", сиквелу культовой фатнастической ленты.
Камерон был настолько уверен в громадном потенциале своей задумки, что, обратившись с ней к экшн-продюсеру Гейл Анне Хард, продал ей свой сценарий всего за 1$, но с обязательным условием того, что сам он будет снимать этот фильм. В результате Хард выделила на съемки картины 6,5$ миллионов (по нынешним меркам бюджет недостаточный даже для заурядной комедии), не возлагая на этот проект особых надежд. Как оказалось, зря. Терминатор получил признание по всему миру, собрав в мировом прокате более 100 млн долларов, дав толчок как карьере самого Камерона, так и карьере Шварценеггера.
После такого успеха Камерону предложили стать режиссером "Чужих", автором сценария для которого он являлся. Он дал свое согласие, однако при условии, что продюсером ленты станет Гейл Анна Хард - их творческий союз постепенно перерастал в союз несколько иного порядка и вскоре закончился браком.
Чужие оказался даже успешнее своего предшественника - собрав в прокате более 180 млн долл, фильм получил 7 номинаций на премию Оскар, получив заветные статуэтки за Лучшие визуальные и звуковые эффекты.
После такого успеха на Камерона стали сыпаться предложения одно за другим, однако режиссер вместо того, чтобы снимать дорогостоящие ленты других авторов, сосредоточился над воплощением в жизнь своих замыслов - так, в 1989 году в свет вышла "Бездна" /The Abyss/, поднявшая планку качества подводных съемок на новую высоту - фильм получил 4 номинации на "Оскар", став победителем за "Лучшие Визуальные Эффекты". В тоже время, как закончилась совместная работа Камерона и Гейл Анны Хард, закончилась и их личная жизнь.
Следующей женой Камерона стала Кетрин Бигелоу, ставшая режиссером в его следующем проекте - "На Гребне Волны" /Point Break/, собравшем в прокате более 100 млн долларов и возглавившему топ видеопроката.
Для воплощения в жизнь сиквела "Терминатора" (задумки на этот раз были на порядок круче, чем у малобюджетного предшественника), Камерон основал свою собственную студию спецэффектов - Digital Domain.
В процессе съемок бюджет второго Терминатора начал медленно, но верно выбиваться из всех приемлемых рамок - фильм становился самым дорогим за всю историю кино (на тот момент), однако в последствии он стал также и самым прибыльным за карьеру Камерона (на тот момент), собрав в прокате более 500 млн долл. Терминатор 2, как и предыдущие ленты Камерона, не был обойден вниманием киноакадемии США - 6 номинаций и 4 награды - за лучший грим, звук, визуальные и звуковые эффекты.
В этот период Джеймс основал собственную кинокомпанию Lightstorm Entertainment и в очередной раз сменил жену, в этот раз остановив выбор на звезде "Терминатора" - актрисе Линде Гамильтон. В 1984 году она родила ему дочь, Жосефин Арчер.
Следующей работой режиссера стал комедийный шпионский боевик со Шварценеггером в главной роли - "Правдивая Ложь", собравший в прокате более 350 млн долл. В тоже время из под крыла его компании Lightstorm Entertainment вышла лента, срежиссированная его бывшей женой Кэтрин Бигелоу - "Странные Дни" /Strange Days/, сценарий к которой был написан Камероном. К сожалению, фильм не снискал большой популярности.
Однако самая значительная киноработа Камерона была на тот момент еще впереди. К съемкам "Титаника" он подходил как никогда серьезно, периоду съемок предшествовал довольно длительный период изучения останков корабля, к которым сам Камерон спускался на специальных батискафах около 10 раз. Камерон выступил при создании ленты не только в качестве режиссера, но и в качестве продюсера и монтажера. Бюджет фильма раздулся до гигантских 200 млн, эксперты предрекали крах ленте, считая что она даже не окупится. В результате, Титаник стал самым кассовым фильмом всех времен, оттеснив с пьедестала почета "Звездные Войны" Лукаса, собрав более 1 млрд долларов по всему миру. Кроме того, лента была удостоена 11 Оскаров, в том числе за лучшую картину и режиссуру. Бесспорно, это был звездный час Камерона - на церемонии вручения, получив заветную статуэтку, он выкрикнул знаменитую фразу из "Титаника" - I'm the king of the world!
Спустя 5 лет после выхода фильма на большой экран, Камерон еще раз вернулся к теме "Титаника", сняв для кинотеатров системы IMAX 3D-документальный фильм о путешествии на дно океана и исследовании останков корабля под названием "Призраки Бездны".
К сожалению, от работы над третьей части Терминатора (которая выходит летом 2003 года) Кэмерон отказался, однако он обещал выпустить на экраны сиквел "Правдивой Лжи" с тем же Шварценеггером…
|