Буквально каждая его работа посвящена очередному сексуальному недоразумению, оставаясь при этом явлением киноискусства. Можете себе представить богатство японской фантазии, если только в 24-м по счету фильме Осима нашел время для рассуждений о мужской гомосексуальности? Нагиса Осима родился 31 марта 1932 года в Киото в семье инженера, происходившего из самурайского рода. Рано потеряв отца, он вынужден был самостоятельно зарабатывать на жизнь. В апреле 1950 года Осима поступил на юридический факультет университета Киото,во время учебы на котором он увлекся бейсболом, театром и стал активистом студенческого движения, получив прозвище "красный студент". После окончания университета Осима вместе с несколькими товарищами по студенческому театру выдержал трудный экзамен и в апреле 1954 года был принят в отдел ассистентов студии "Офуна" компании "Сётику". В 1956 году вместе с кинокритиком Тадао Сато он основал журнал "Эйга хихё" ("Кинокритика"). Когда компания в конце 1950-х годов попала в полосу финансового кризиса, ее продюсер, Сиро Кидо, предоставил возможность самостоятельно ставить фильмы нескольким ассистентам, и в их число попали и Нагиса Осима, и Сёхэй ?мамура, и Ёсисигэ Ёсида, и Масахиро Синода – их творчество впоследствии было названо "новой волной 'Офуна'". Дебютоммолодого режиссера стала картина "Улица любви и надежды" (1959). Следующие фильмы – "?стория жестокой юности" и "Кладбище солнца" – выдвинули его в лидеры режиссеров нового поколения. После конфликта с руководством студии, снявшей с показа его "Ночь и туман Японии", Нагиса Осима ушел с "Сётику" и осенью 1960 года создал собственную компанию – "Содзося". На ней он поставил ряд фильмов, для которых были характерны поиски новых возможностей киноязыка – "Демон, возникающий среди белого дня" (1966), "Военное искусство Ниндзя. Альбом" (1967), "?сследование непристойных песен Японии" (1967), "Совместное самоубийство влюбленных - японское лето" (1968), "Возвращение троих пьяниц" (1968), "Дневник вора из Синдзюку" (1969), "?стория, рассказанная после токийской войны" (1970). Показанный на кинофестивале в Каннах фильм "Смертная казнь через повешение" (1968) сделал имя режиссера известным мировой кинообщественности. Со второй половины 1970-х годов Нагиса Осима начал создавать фильмы в сотрудничестве с европейскимикинематографистами – он поставил скандально знаменитые картины "Коррида любви" ("?мперия чувств", 1976) и "Призраки любви" ("?мперия страсти", 1978), удостоенные нескольких престижных призов, а также ленту "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс!" (1983),в которой главные роли исполнили Дэвид Боуи и Такеши Китано. В 1986 году во Франции режиссер снял "черную" комедию "Макс, моя любовь". После долгого перерыва в 1999 году он поставил фильм "Табу". Кроме того, Нагиса Осима много работает на телевидении, снимает документальные фильмы, пишет книги
|