Выдающийся итальянский поэт, прозаик, драматург, режиссер, теоретик. Окончил Болонский университет. Преподавал фриуланскую литературу и язык на своей «второй родине» со стороны матери во Фриули, где в 1942 издал первый сборник «Стихи в Казарсе». В 1950-м переезжает в Рим. Активно работает на литературном поприще, издает сборник стихов, выступает как исследователь религиозной поэзии, выпускает посвященный ей теоретический журнал «Мастерская», («Оффичина»), пишет романы «Лихие ребята» (1955) и «Жестокая жизнь» (1959), экранизированные другими режиссерами. Участвует в создании сценариев свыше пятнадцати фильмов. С начала 1960-х дебютирует как режиссер. Его первый фильм «Аккаттоне» (Accatone, 1962), и снятая следом «Мама Рома» (Mamma Roma, 1962), в первую очередь, свидетельствовали о творческом претворении в новое время наследия неореализма. Однако подлинное новаторство Пазолини заключалось в открытии неисследованного пласта действительности — маргиналов, людей дна, не вовлеченных в просперити итальянского экономического чуда, а, скорее, растленных им. Автором был реабилитирован язык героев, римский диалект, их своеобразная культура, анализом которой дотоле кино не занималось. В короткометражном фильме «Овечий сыр» (La Riccota), снятом для альманаха «Рогопаг» (Rogopag, 1963), автор в острой полемической форме восстанавливает в правах первичные человеческие рефлексы, в частности, голод, утверждая его приоритет перед религиозным чувством. Его программный фильм «Евангелие от Матфея» (il vangelo secondo matteo, 1964) при всей скрупулезности адаптации первоисточника послужил художественным призывом к движению контестации для молодого итальянского кино, а сам Пазолини оказался духовным учителем для целого поколения. В философской притче «Птицы большие и малые» (Uccellacci E Uccellini, 1965) он сопрягает целостные духовные пласты — современность и средневековье. Обратившись к античности в « Царе Эдипе» (Edipo Re, 1967) и «Медее» (Medea, 1969) дает авторскую трактовку классических литературных первоисточников. В «Теореме» (Teorema, 1968), снятой по одноименному собственному роману, предрекает гибель буржуазной культуры в целом. В фильме «Свинарник» (Pigpen/Porcile, 1969) исследует проблемы фашизма и неофашизма. Художник левых взглядов противостоял коммерциализации современного кино. Он стремился реабилитировать физическую реальность человеческой плоти на экране в ее художественном и философском аспектах, полагая недопустимым отдавать эту сферу на откуп коммерческому кино. С этой целью создает свою «трилогию жизни» — фильмы «Декамерон» (Il Decamerone, 1970), «Кентерберийские рассказы» (I Racconti Di Canterbury, 1972), «Цветок тысячи и одной ночи» (1974, специальная премия на МКФсв Канне-74). В этих экранизациях источников эпохи Возрождения разных стран и периодов, проникнутых преимущественно духом ренессанского приятия человеческого бытия в его гармонии с мирозданием, дал исчерпывающую собственную философию жизни в ее историко-культурном преломлении. Последний фильм автора «Сало, или 120 дней Содома» (Salo O Le 120 Giornate Di Sodoma, 1975) по мотивам романа маркиза де Сада и других авторов стал одним из первых произведений в итальянском кино, трактующих природу фашизма не в ее каноническом историко-политическом аспекте, но исследуя власть тирании в ее потаенных, сексуально вымещаемых формах. В собственных фильмах иногда исполнял «знаковые», узнаваемые роли. Соавтор сценариев всех своих фильмов. При непроясненных обстоятельствах был убит в Остии, близ Рима.
|