?забель Юппер (Isabelle Huppert) родилась 16 марта 1953 года в Париже, французская киноактриса.
Младшая дочь крупного промышленника, училась в Университете на факультете восточных языков (русское отделение), но убедившись, что тяга к сцене сильнее, окончила Парижскую консерваторию. Кинематографическим дебютом стройной, невысокой, рыжеватой блондинки с точеным профилем, пристальным взглядом больших голубых глаз, с характерной полуулыбкой, таящей некую недосказанность, стала простенькая роль в фильме Фаустина, или Прекрасное лето (1971), режиссер Н. Компанеец, открывшая галерею образов девушек-подростков, сыгранных Юппер в первой половине 70-х.
Режиссеров особенно привлекала в актрисе ее способность быть предельно выразительной в небольших эпизодах и при минимальном количестве текста. В фильме Вальсирующие (1973) режиссера Б. Блие Юппер продемонстрировала чувство стиля, органично восприняв эстетику фильма, состоявшего из отдельных эпизодов, разыгранных в условной, подчас цирковой манере.
В 1975 г. Юппер появилась в семи фильмах в ролях подростков. На нашем экране шли "Доктор Франсуаза Гайан" режиссера Ж.Л. Бартучелли и "Дюпон" Ляжуа (в сов. прокате — "Это случилось в праздник") режиссера ?. Буассе. Главной ролью стала Роз в фильме "Судья и убийца" Б. Тавернье (1976). В ансамбле со знаменитыми актерами Ф. Нуаре и М. Галабрю актриса получила возможность проявить весь диапазон мастерства. В образе простолюдинки Юппер показала глубину народного протеста против социальных диссонансов Франции времен "дела Дрейфуса". Воодушевленная борьбой, со сверкающими глазами и развевающимися золотыми волосами эта прекрасная француженка бесстрашна под дулами направленных на нее ружей.
Сыграв более сорока ролей в кино, Юппер неизменно работает в русле высоких традиций национальной французской киношколы. Она одинаково убедительна как в создании образов хрупких, искренних, любящих женщин, так и героинь практичных, лицемерных, циничных, снедаемых страстями, нередко приводящими их к гибели. Роковая любовь — основная тема большинства ее ролей.
Юппер предпочитает сниматься у режиссеров, близких к так называемому авторскому кино. У Тавернье она играла в "?збалованных детях" (1977), "Ударе тряпкой" (1981). Работала с Ж.Л. Годаром: "Спасайся, кто может" (1979), "Страсть" (1981); М. Пиала: "Лулу" (1980); А. Тешине: "Сестры Бронте" (1978); М. Девилем: "Глубокие воды" (1981) и т.д. Юппер любит контрасты, тяготеет к перевоплощению. Роль сломленной несчастной любовью Беатрис в "Кружевнице" (1976) швейцарского режиссера К. Горетта — полная противоположность бунтарке Роз. Эта скромная, маленькая парикмахерша создана актрисой как бы из полутонов, отличается неяркими, приглушенными интонациями, скованными, словно боязливыми, движениями и жестами. В роли Виолетт в фильме К. Шаброля "Виолетт Нозьер" (1978) — о подлинной судьбе известной во Франции 30-х гг. отцеубийцы — Юппер убедительно создала характер отравительницы. В 1988 г. этот же режиссер пригласил Юппер снова на роль преступницы с трагической судьбой в фильме "Женское дело". Экранизация флоберовской Госпожи Бовари была задумана Шабролем специально для актрисы. Она внесла в трактовку классической роли значительную долю актуальности, создав характер, о котором можно сказать: "Ад находится в нас самих".
В 80-х гг. Юппер становится международной звездой. Снимается в США, Англии, ?талии. В "Наследнице" (1980) венгерки М. Мессарош (в сов. прокате — "Вторая жена") выступает в драматически насыщенной и психологически сложной роли ?рен, ставшей жертвой фашизма в Венгрии. У А. Вайды в "Бесах" по Достоевскому играет Марию Шатову. В "Подлинной истории дамы с камелиями" (1980) итальянца М. Белоньини, киноверсии пьесы А. Дюма-сына, в образе Альфонсины Плесси актриса приблизила свою героиню к сегодняшнему дню, несколько приглушив романтический ореол, создаваемый обычно вокруг этого образа. В Германии Юппер с успехом снялась в фильме В. Шретера "Малина" (1991). Это опять рассказ о гибельной страсти, снятый по автобиографическому роману ?нгеборг Бахман, постоянной спутницы Макса Фриша, безумно влюбленной в композитора Хенце. ?спепеленная страстью героиня Юппер символически сгорает в ослепительном пламени произошедшего по ее вине пожара.
Как театральная актриса Юппер выступала на сцене театра Эдуарда VIII в тургеневском "Месяце в деревне", в театре "Одеон" в шекспировской "Мера за меру". Юппер крайне сдержана, когда речь заходит о ее личной жизни: "Пусть обо мне судят по моей игре, и упоминают мое имя только в этом контексте", — отвечает она любопытным.
Актриса ведет затворнический образ жизни, предпочитая оставаться для публики "тайной за семью печатями".
Актерские работы: 1. Взломщики сердец - 2004 2. Время волков - 2003 3. Жизнь обетованная - 2002 4. 8 женщин - 2001 5. Пианистка - 2001 6. Comédie de l'innocence - 2000 7. Спасибо за шоколад - 2000 8. Ставки сделаны - 1997 9. Церемония - 1995 10. Дилетанты - 1994 11. Мадам Бовари - 1991 12. Окно в спальне - 1987 13. Бесы - 1987 14. Кактус - 1986 15. Потаскушка - 1984 16. ?стория Пьеры - 1983 17. Во глубине вод - 1981 18. Подлинная история дамы с камелиями - 1981 19. Врата рая - 1980 20. Сестры Бронте - 1979 |