Хотите верьте, хотите нет, но вы ещё ни разу не видели фильм Фрица Ланга «Метрополис» таким, как задумывал его режиссёр. Классика немого кино, вдохновившая многих режиссёров фантастических фильмов, на этой неделе будет впервые показана так, как её задумывал режиссёр. ?стория перемонтажа картины Ланга заслуживает отдельного рассказа. В 2008 году два аргентинских кинолюбителя нашли в одном из музеев кино Буэнос-Айреса хрупкую пленку, «возраст» которой оказался на поверку более 80 лет. Оказалось, что это отсутствующие фрагменты «Метрополиса». Тогда было найдено в общей сложности 30 минут фильма. Они отреставрированы и вмонтированы в новую версию картины. Так что если вы не видели «Метрополис» в музыкальном оформлении Готфрида Хуппертца в Берлине 10 января 1927 года в Ufa-Palast, то не видели фильм, каким его снимал Ланг.
Сегодня всё изменится, поскольку обновлённый «Метрополис» покажут одновременно на Берлинском кинофестивале и во Франкфурте. Везде фильм будет сопровождаться музыкой Хуппертца. Как пишет кинокритик Роджер Эберт, жители Франции и Германии также смогут увидеть ленту в режиме онлайн.
?значально хронометраж «Метрополиса» составлял 153 минуты, копия насчитывала 4213 метров плёнки и должна была показываться со скоростью 24 кадра в секунду. Но она была таковой всего лишь в течение трёх месяцев. В апреле 1927 года началось надругательство над картиной.
В декабре 1926 американский представитель немецкой Universum Film (Ufa) Фредерик Винни-Джонс показал ленту студии Paramount, впоследствии согласившейся стать её прокатчиком в США. Но в Голливуде сочли фильм Ланга слишком длинным и заказали нью-йоркскому драматургу Чаннингу Поллоку возглавить операцию по перемонтажу «Метрополиса».
Режиссёр-документалист Экхарт Шмидт, только что закончивший фильм «Миф Метрополиса», утверждает, что из американской версии была вырезана решающая сцена, определявшая отношения главы Метрополиса с изобретателем Ротвангом. «Они оба были влюблены в одну женщину, Хэл, - говорит Шмидт. – Американские прокатчики решили, что имя «Хэл» по произношению очень похоже на «ад» (hell), а потому вырезали всё, что было с ней связано. В порезанной версии стало непонятно, в чём причина разногласий между Ротвангом и хозяином Метрополиса».
Результат работы практически лишило картину Ланга какой бы то ни было последовательности. Фильм теперь шёл 114 минут, но ряд сюжетных линий был утерян. Вмешательство Поллока неизбежно повлекло за собой радикальные изменения, на которые драматург пошёл сознательно. Поясняя своё решение, он сказал: «Когда я начал реструктуризацию, «Метрополис» не имел никакой строгости повествования или логики. Это был буйный символизм. Я придал фильму свой смысл».
Тем временем, в Берлине изъяли из проката версию Ланга. Причина этого до сих пор неизвестна. После встречи Universum Film с Paramount в апреле 1926 года, боссы Ufa решили прокатывать в Германии американскую версию. Длина плёнки отныне составляла 3260 метров. ?менно эта версия просуществовала в мире свыше 70 лет. Ланг, совершенно раздавленный решением студии, годы спустя заявил, что «Метрополис» это фильм, которого уже не существует.
В 1984 году прошла первая реставрация картины. Процесс возглавлял музыкальный продюсер Джорджо Мородер. Теперь «Метрополис» длился всего 80 минут и включал в себя песни Фредди Меркьюри. Пуристы были в шоке.
В 1986 году немецкий киноисторик Энно Паталас провёл более качественную реставрацию, в основе которой была недавно обнаруженная копия оригинального сценария и музыка Хуппертца. В 2001 фонд Фридриха Вильгельма Мурнау совместно с американским кинодистрибьютером Kino International выполнил полную цифровую реставрацию ленты. Её показали на Берлинском кинофестивале и с тех пор на DVD выпускали именно в таком виде.
Как плёнка с полной версией оказалась в Буэнос-Айресе? Адольфо Уилсон из аргентинской прокатной фирмы Terra Film приобрёл 35-миллиметровую копию сразу после берлинской премьеры в 1927 году, ещё до изменений, внесённых Paramount. Со временем плёнку купил кинокритик Мануэль Пенья Родригес и проводил закрытые показы оригинального «Метрополиса». В 1960 году Родригес продал его Национадбному Художественному фонду Аргентины. Тогда была сделана копия – негатив на плёнке 16мм, который и оказался спасительным для ленты Ланга: 35-миллиметровый оригинал считается с тех пор утраченным. Увы, копирование было проведено довольно халтурно.
В 1992 году негатив перешёл в собственность музея кино, где и покоилась в архивах, собирая пыль на протяжении 16 лет. В 2008 году плёнку заново обнаружили. Реставрация заняла два года. Поскольку качество обнаруженного материала оставляло желать лучшего, новый «Метрополис» не может похвастаться идеальными склейками. Зато теперь зрители смогут впервые увидеть фильм Фрица Ланга таким, как он и задумывался. Хронометраж «Метрополиса-2010» составляет 145 минут.
|