Дебютный фильм Роба Зомби, «Дом 1000 трупов» поставил меня перед неразрешимой моральной дилеммой. Мне пришлось описать фильм, где большую часть экранного времени людям выпускают кишки, для, по большому счету, детского журнала. Вследствие чего у меня возникли сомнения в правильности выбранного циничного курса, что закончилось моим разрывом с этим журналом – я посчитал себя не вправе писать для этой категории людей. Хотя, на самом деле, кто из нас, будучи детьми, не отрывал лапки насекомым, просто ради чистоты эксперимента?
Роб Зомби, говоря метафорически, всю свою творческую карьеру музыканта и режиссера построил на том же самом, по сути, отрыве лапок безобидным насекомым. Казалось, что своим фильмом «Дом 1000 трупов» Роб Зомби сказал все, что у него имелось сказать. Раздал приветы любимым фильмам, вроде «Техасской резни бензопилой» [1974], поиздевался над тинэйджерами всласть, оставил за собой гору дымящегося мяса и был таков – тем более, что и режиссером он в принципе не является, по большому счету. «Дом 1000 трупов» был как раз забавен тем, что создавалось полное ощущение того, что снял его не режиссер-человек, а самый настоящий зомби, безмозглый, но целенаправленный. ? к тому же очень честный: заявлено в названии цифра 1000 трупов – получите именно столько, и распишитесь при получении. Не 100, не 500 трупов, а именно 1000 – магия цифр и страсти к счетоводству, помноженная на мегаломанию.
Но вот выходит его второй фильм, «?згнанные дьяволом», плавно вытекающий из предыдущего, при этом не будучи собственно продолжением - и как вы прикажете относиться к нему теперь? Тошнотворный юмор, при наличии романтики с большой дороги в духе «Прирожденных убийц» [1994] или «Бонни и Клайд» [1967], никуда не делся – вот вам возмутительные разговоры про половой акт с мертвыми цыплятами на птицеферме. Насилие тоже несколько мутировало - если в предыдущем фильме старательно распиливали, разрезали и расчленяли тела, то в "?згнанных дьяволом" больше все-таки делается удар на садизм "забавных игр". Походя поднимаются вопросы об отношениях отцов и детей, и отвешивается пинок кинокритикам, сотрудничающим с копами. А в финале играет совершенно невозможный южный американский рок 70-х, Lynyrd Skynyrd, практически Андрей Макаревич, на самом деле. «Потому что я свободен, словно птица / ? эту птицу тебе не изменить…». ? жертвы меняются местами с насильниками, и уже ни в чем ты не уверен.
? все-таки «?згнанные дьяволом» больше похож на настоящее кино, чем «Дом 1000 трупов». Во первых, стало заметно меньше цитат из любимых фильмов. Все равно, грубо говоря, весь фильм Зомби – это одна большая цитата. Его убийцы и насильники, больше похожие на брутальных хиппанов, с длинными спутавшимися волосами, запекшейся кровью, засохшей грязью под ногтями, с выцветшими трещинками и разрушенными зубами – все это очень живописно, но слишком уж нарочито. ?з святой южной киногеничной кантри-деревенщины Зомби отобрал самых колоритных, и стилизовал еще под 70-е, богохульно скрестив какого-нибудь «Беспечного ездока» [1969], фильмы Сэма Пекинпа и кровавые слэшеры. Скрестил он не только их стилистику, но и моральные посылы, и зритель остается в недоумении – как же так, весь фильм нам показывают отъявленных головорезов, а в пафосном финале симпатии уже на их стороне. ? один и тот же прием со стоп-кадрами в начале и в конце служит разным целям – в начале убивают невинную старушку, в конце всю семью инфернального клоуна. В начале мы содрогаемся от ужаса, в финале, по идее, должны украдкой смахивать слезу. Ну уж дудки, ишь чего выдумал, ирод проклятущий.
|